12 декабря 2021

Завершен проект по созданию модернизированной системы управления центрифуги Ц-30, расположенной в НИИЦ (АКМ и ВЭ) ЦНИИ ВВС МО РФ

ОАО «НИИЭС» успешно завершен очередной проект по модернизации стендовой базы организаций и частей Минобороны России. Введена в строй центрифуга Ц-30, расположенная в Научно-исследовательском испытательном центре (авиационно-космической медицины и военной эргономики) Центрального научно-исследовательского института Военно-воздушных сил Министерства обороны Российской Федерации в г. Москве, которая использовалась, в том числе, для подготовки первых советских космонавтов к полетам в космос.

Изготовленная шведской электротехнической фирмой ASEA и впервые введенная в эксплуатацию в 1962 г. центрифуга Ц-30 предназначена для воспроизведения перегрузок, действующих на организм человека, а также размещаемую в кабине аппаратуру, возникающих при различных эволюциях летательных аппаратов, и проведения психофизиологических исследований, врачебно-летных комиссий (ВЛК) летного состава.

В результате выполненных работ была произведена замена вышедшего из строя оборудования системы управления и электропитания на разработанную ОАО «НИИЭС» современную автоматизированную систему управления (АСУ Ц-30М) с одновременным расширением функциональных возможностей центрифуги и ее интеграцией с существующими комплексами моделирования летной деятельности и отработки эргономических характеристик современных маневренных самолетов.

Созданная ОАО «НИИЭС» АСУ Ц-30М обеспечивает:

  • управление центрифугой по радиальному значению перегрузки (ранее основной и единственный способ) и по результирующим значениям нормальной и боковой (при применении поворотного привода) перегрузок;
  • различные режимы управления:
    • ручной (ранее основной и единственный) режим управления;
    • автоматизированный режим, предназначенный для формирования временных профилей с заданными значениями и градиентами перегрузки, применяемыми при проведении ВЛК летного состава;
    • пилотируемый режим, предназначенный для проведения исследований и позволяющий выполнение оператором в кабине ЛА деятельности по управлению моделируемым ЛА при помощи органов управления. При применении этого режима управление центрифугой осуществляется от вычислительно-моделирующего комплекса расчетным значением перегрузки, формируемым моделью динамики полета ЛА как реакции на отклонение органов управления в кабине, установленной на плече центрифуги;
  • повышение безопасности и удобства эксплуатации за счет обеспечения нескольких уровней ввода ограничений и контроля безопасности вращения по значениям угловой скорости, перегрузки, темпа изменения (градиента) перегрузки (расчетным и фактическим значениям);
  • потенциальную возможность одновременного управления значениями нормальной и боковой перегрузок за счет применения привода поворота кабины вокруг продольной оси, для чего разработано соответствующее алгоритмическое и программное обеспечение;
  • повышение точности формирования параметров управления при использовании одной из двух кабин на плечах центрифуги различной длины;
  • встроенный контроль работоспособности систем центрифуги, повышение удобства контроля технических параметров систем центрифуги и составных частей АСУ Ц -30М;
  • реализацию сервисных функций.
При проектировании системы управления центрифуги Ц-30 был учтен опыт создания и эксплуатации аналогичных систем управления, реализованных в центрифугах, используемых в ЦПК им Ю.А. Гагарина. Работы по проектированию и монтажу АСУ Ц-30М производились ОАО «НИИЭС» с привлечением ведущих компаний, специализирующихся на производстве и эксплуатации оборудования для систем управления и энергопитания.

 

Было

Стало